Наша практика

О СИСТЕМАХ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Назад

              Управление производством - это объединение управленческих функций, обеспечивающих полный цикл прохождения материалов с момента покупки сырья до отгрузки конечного продукта потребителю. Для этого необходима скоординированная стратегия, которой определяется процедура использования различных видов ресурсов и метод группировки управленческих функций. Это единственный способ, с помощью которого организация может достичь целей в плане нужного количества, нужного конечного продукта и в нужное время; минимизации общих затрат и потребности в оборотных средствах; обеспечения требуемого уровня качества; сохранения постоянного количества работников.

 

              Контроль производства – это результат способности управляющих обеспечить ряд компромиссов и объединений, относящихся к календарному планированию потоков материалов и процессов с момента приобретения и на всем протяжении производственного процесса. Конечная цель всех вышеперечисленных мероприятий – иметь готовый продукт в нужное время.

 

              Календарное планирование – это способ балансировки ресурсов, которым приходится заниматься на пути к оптимизации процесса производства товаров или предоставления услуг своим клиентам и связанных с этим затрат. Суть оптимизации заключается в снижении материальных запасов и в сокращении времени на изготовление изделия.

              Планирование целесообразного объема запасов может иметь существенные последствия для конечных результатов деятельности компании. Запасы представляют собой крупный актив компании, часто достигающий одной трети объема капитальных вложений фирмы.

 

              Существуют два вида затрат, связанных с запасами: затраты на приобретение и затраты на хранение. Чем выше уровень запасов, те выше затраты на хранение. Затраты на материально-техническое снабжение можно снизить через сокращение времени изготовления изделий и расчет экономического размера партий продукции, который непосредственно отражается на размере затрат на незавершенное производство. По мере снижения затрат на наладку производства снижаются и оптимальные размеры партий, что позволяет гибко реагировать на изменения спроса. Собственно, одной из задач управления производством является снижение времени переналадки оборудования.

 

Цикл производства продукции

 

              Учитывая возросшие требования со стороны покупателей, способность быстро изготовить готовую продукцию на заказ становится решающим фактором в конкурентной борьбе. Если цикл производства изделия сократить на 50%, то потребности в оборотных средствах на незавершенное производство сократятся на соответствующую величину. Кроме того, это позволит вдвое увеличить объем продукции, выпускаемой цехом, без увеличения оборотных средств! Стратегия производственного управления, направленная на сокращение длительности производственного цикла, является главной объединяющей силой всех функций предприятия.

 

              Но проблема состоит в том, что чаще всего цели функциональных служб предприятия находятся в противоречии друг с другом. Что еще хуже, их цели могут входить в противоречие с целями предприятия. Например, сбыт и производство обычно не слишком согласуются друг с другом, но в стремлении иметь максимально большие запасы они традиционно сходятся. Для службы сбыта большие запасы означают гибкость и возможность быстро реагировать на запросы потребителей. Производство получает все необходимое вовремя, избавляясь от случаев отсутствия запасов, дольше эксплуатирует оборудование, не останавливая его на переналадки, располагает «свободными» материалами, которыми можно заменить брак. Отдел снабжения предпочитает делать более редкие заказы, но на большие объемы, чтобы получить скидки за большой объем заказа. В то же время, отдел финансов предпочитает иметь на предприятии минимальные запасы, поскольку это связано с потребностью в оборотных средствах.

 

              Здесь необходимо поставить вопросы.

 

              Так ли уж необходимо отделу сбыта выполнять свои плановые показатели любой ценой? Какими затратами могут обернуться решения о продажах? Действительно ли стоит нести дополнительные затраты на хранение материалов, чтобы не останавливать производство, особенно если продукция на выходе еще никому не нужна? Все ли затраты на хранение компенсируются скидками за большие объемы заказа? Как с качеством материала? Должны ли финансовые показатели служить руководством для производства?

 

              Трудно решить, какой из приоритетов необходимо удовлетворять.

 

Системы планирования и контроля.

 

                Если формулировать задачи для всех служб, то их необходимо максимально согласовывать со стратегическими задачами предприятия, которые в упрощенном виде сводятся к максимальному выпуску при минимальных затратах приемлемого качества продукции для потребителя. Длительность производственного цикла должна считаться показателем для всей организации.

 

              Чтобы планировать время наличия или доставки материала на рабочее место, необходимо планировать потребность в нем и, соответственно, эффективно контролировать это.

 

              В 70-х годах создали замкнутую систему планирования производственных ресурсов – (ERP), с помощью которой стали заниматься календарным производственным планированием, а также системами исполнения и контроля. Сегодня абсолютное большинство предприятий используют эту систему. ERP известна как система размещения заказа (система «толкать»). Исходя из бизнес-плана компании, берутся показатели производства, и все это вместе трансформируется в количество единиц продукции. Ожидаемый график производства прогнозируемого продукта, известный как основной производственный график, служит базой для начала расчета заказов на материалы. Используя данный максимальный уровень потребности на каждую отдельную позицию, система ERP использует удельную норму расхода материалов для данного изделия и наличные запасы, чтобы выдать упорядоченные по времени заказы на все компоненты. Путем разработки графика от конца к началу с учетом известного времени выполнения заказа по каждому изделию, рассчитывается требуемая дата размещения заказов.

 

              Успешное функционирование ERP-системы возможно лишь при приложении значительных усилий по вводу и обновлению данных, необходимых для воздействия на процессы планирования и управления товарно-материальными запасами. Точность данных о запасах норм расхода материалов и сроков изготовления деталей должна быть 100%. В противном случае может быть запланировано больше или меньше деталей, чем требуется в действительности, или может быть рекомендовано иметь их в наличии раньше или позже требуемого срока. Так как алгоритм календарного планирования предусматривает обратный расчет, любое отсутствие той или иной детали будет иметь прямые последствия для всех уровней. (просто отсутствует резерв времени). ERP также не учитывает всевозможные ограничения по ресурсам.

 

              Сегодня в противовес ERP-системе предлагают модель, разработанную в компании «Тойота». Масштаб пропаганды этой системы значительно превосходит скромные результаты, полученные от ее применения в России. Суть ее заключается в том, что используя два типа карточек, одну для разрешения на начало производства, а другую для извещения о потребности в деталях, каждый производственный участок (или линия по сборке узлов) запрашивает детали тогда, когда в них появляется потребность («Канбан»-карточка). Как только рабочие забирают детали с производственных участков, которые «питают» линию окончательной сборки, участки, находящиеся в начале производственной цепочки, получают указание произвести необходимое количество взамен использованных. Заказ на детали поступает только тогда, когда в них действительно возникает необходимость.

 

              Чтобы сократить время замещения выбывающих деталей, необходимо устранить все виды работ, не приносящие добавленной стоимости. На основе поставки «точно вовремя» родилась и философия постоянного совершенствования.

 

              Ее цель – выпуск изделий по заказу клиента и постоянный поиск путей к улучшению. Чтобы система работала, производству необходим равномерный поток материалов, регулярный цикличный график окончательной сборки, предельный уровень запасов между операциями, эффективная система оповещения со стороны получателя, надежный процесс высокого качества, быстрая переналадка оборудования.

 

              Для изготовителя, выпускающего продукцию по специальным заказам, мелкими партиями, где применяются уникальные, специально сконструированные детали воспроизвести непрерывный поток очень сложно. Оголтелая попытка всюду «внедрять» метод «вытягивания» вносит много разочарований. ERP-система и производственная система типа «бережливое производство» имеют много достоинств, но и у них есть недостатки.

 

              Предприятиям следует вдумчиво подходить к созданию производственных систем. В этом плане незаслуженно находятся «в тени» методы оптимизации ресурсного планирования по целевым критериям, например, минимизация производственного цикла, максимизация выпуска, минимизация затрат.

Решение задачи оптимизации производственных систем

              Для модели определяется цель и формулируется целевая функция (оптимизационный критерий): минимум затрат, максимум выпуска, и т.д. и условия-ограничения. Задача сводится к отысканию экстремального значения целевых функций (max/min). Сформулированная реальная задача производственного планирования имеет требования, которые выражены количественными критериями и записаны в виде математических выражений.

 

              Для примера можно рассмотреть многономенклатурное мелкосерийное производство.

 

              При реализации алгоритма планирования производства каждое наименование продукта будет суммироваться с однотипными продуктами других заказов и через распределение во времени будет учитываться срок выпуска каждого Заказа.

 

 

              Где Xij – количество j-го продукта, планируемого к выпуску для i-го покупателя, где i ∈ 1,n , j ∈ 1,m

 

              В случае добавления продукта, например, при освоении нового, увеличивается размер строки, в случае появления нового покупателя увеличивается размер столбца. Алгоритм планирования производства обеспечивает размещение (выполнение) всех заказов, выстраивая приемлемый баланс по критериям максимального выпуска, минимальных сроков и затрат. В этом и состоит оптимизация. Оптимальное – значит лучшее распределение. Любой другой вариант будет хуже.

 

              На самом деле балансирование осуществляется через сопоставление и комбинацию «вертикальных» и «горизонтальных» объединений. Горизонтальное объединение – это Заказ, он нацелен на удовлетворение рынка. Вертикальные объединения нацелены на максимальную производительность цепочки изготовления. Чем меньше переналадок, чем дольше непрерывный процесс, тем выше производительность всей системы.

 

              В общем виде оптимизация функции производства заключается в достижении максимального денежного потока в плановом периоде. Это означает достижение максимального выпуска.

              При разработке алгоритма планирования необходимо учесть все возможные ограничения, которые «сужают» пространство возможных решений. Применение ERP-систем для планирования в сочетании с методами оптимизации дают возможность увеличивать производительность производственных систем на десятки процентов. Также эффективно может быть сочетание, когда при планировании производства мы используем ERP-системы, а при исполнении возможны применения методов «вытягивания». Здесь нет универсальных решений и требуется очень внимательно учитывать специфику конкретного производства.

 

 

• • •

 

 

              Имеется множество способов производственного планирования и контроля, с помощью которых можно добиваться целей организации. Важно помнить с самого начала, что компании нужны именно такие цели. Формулировать цели и требовать выполнения показателей эффективности, направленных на достижение этих целей – задача руководства предприятия. Создание высокоэффективной системы производственного планирования не может быть осуществлено только руководителями производства. Эта работа руководителей высшего звена. Высшее руководство обязано указать путь и демонстрировать приверженность этому курсу и словом и делом. Это необходимо для проведения коренных изменений в организации в условиях растущей конкуренции на внутреннем и мировом рынке.

 

Copyright © 2018. All Rights Reserved

B.A.Consulting

Контактная информация

г.Екатеринбург, ул.Коминтерна 16

+7 (343) 379 35 17

+7 912 231 48 28

info@baconsulting.ru

egorovke@baconsulting.ru

Учебный центр B.A.Consulting

B.A.Consulting

базовый актив